Санкт-Петербургский монетный двор

О монетном дворе

Новости

Три памятных монеты Банка России, изготовленные мастерами Гознака признаны международным жюри в числе лучших из 268 монет 27 стран мира, присланных на конкурс «Монетное созвездие – 2017».

[25.09.2017 10:01:00]
Все три эти монеты разработаны и отчеканены на Санкт- Петербургском монетном дворе
Золотой монетой года авторитетное жюри Одиннадцатого международного конкурса «Монетное созвездие - 2017» признало золотую монету номиналом 10 000 рублей «Историко-архитектурный ансамбль Новодевичьего монастыря в Москве». Монета вышла в серии «Россия во всемирном, культурном и природном наследии ЮНЕСКО».

Автор эскиза всех пяти монет этой серии – ведущий художник Дизайнерского центра АО «Гознак» Антон Щаблыкин.
-На оборотной стороне монеты центральным элементом композиции изображен современный вид Новодевичьего монастыря. Позади монастыря, на втором плане выполнена копия миниатюры из «Лицевого летописного свода», на которой запечатлено строительство Новодевичьего монастыря. А на переднем плане изображена дополненная растительным орнаментом, печать Василия Третьего, который и был основателем монастыря, инициатором его постройки – рассказывает Антон Щаблыкин. - Такая композиция родилась в ходе изучения истории монастыря, истории государства этого периода. Такое изыскание предваряет работу почти над каждой монетой и является частью труда художника-медальера. История Новодевичьего монастыря сложная, драматическая и нескольких ее особенно ярких моментов мы коснулись на других монетах серии.
Миниатюра из «Лицевого летописного свода» выполнена на этой монете при помощи лазерного матирования. Рельеф на монете высокий, выразительный. Во многом это заслуга замечательного скульптора Александра Бессонова. Безусловно, художник, создавая эскиз монеты, старается добиться максимального эффекта за счет композиции, проработки изобразительных элементов. Но монета никогда не состоится без участия большого числа специалистов – скульпторов, граверов, технологов.
Монета выполнена из золота 999/1000 пробы. Содержание металла в чистоте- 1000, 0 г. Диаметр этой монеты - 100,00 (±0,80) мм. Оформление гурта: 360 рифлений. Монета выполнена качеством «пруф-лайк». Тираж этой монеты- 59 штук.
В номинации «Удачное художественное решение» уверенную победу одержала серебряная монета номиналом «Большая императорская корона» (в специальном исполнении), которая вышла в обращение в серии «Алмазный фонд России». Автор дизайна всех 9 монет этой серии также Антон Щаблыкин.
- Когда было принято решение изобразить Корону Российской Империи, усыпанную алмазами, необходимо было добиться, чтобы алмазы, отчеканенные на монете, переливались гранями, чтобы их рельефное изображение не утратило сути изображаемых бриллиантов и передавало свет, преломляемый на гранях, - делится впечатлениями художник. В итоге на монете алмазы и в самом деле блестят, вызывая четкую ассоциацию с сиянием драгоценных камней, при этом на монете нет прямой имитации блеска.
Рельеф короны довольно подробно разработан. И, при этом, в отличие от других рельефных деталей большинства классических монет, он не матирован. За счет металлического блеска и подробного гранения, которое потребовало дополнительных усилий со стороны граверов, программистов, на монете отчетливо видно мерцание алмазов. Граненый металл отражает свет образом, очень сходным с граненым хрусталем и алмазами. Эта технология, этот принцип обработки нематированной поверхности придает ярко выраженную «алмазную ауру» всей серии монет.
Корона Российской империи изображена на фоне традиционного русского узора. Но за счет того, что фон матирован, мерцающее изображение короны имеет четко очерченный рельефный силуэт и смотрится красиво, внятно и монументально. Подробный, тщательно разработанный фон приглушен лазерным матированием так, чтобы его детали не отвлекали внимание от основного элемента композиции.
Цветные элементы монеты выполнены прозрачной эмалью, положенной на граненый специальной огранкой металл.
Говоря об этой монете, Антон Щаблыкин подчеркнул мастерство скульптора А.А. Долгополовой и специалистов инструментального цеха, которые изготавливали инструмент для чеканки этой монеты. Каждая грань каждого алмаза в короне обрабатывалась вручную. Каждый камень в короне доводился до совершенства по отдельности. Опыт показал, что, если этого не сделать, то нагромождение камней превращаются в бесформенную кучу, а сами камни напоминают то ли шарики, то ли мутные капли. И только точное ручное гранение каждого элемента дает эффект мерцания драгоценных камней.
Эта монета изготовлена из серебра 925/1000 пробы. Содержание металла в чистоте – 150,5 г. Диаметр этой монеты - 60,00 (±0,50) мм. Оформление гурта: 360 рифлений. Монета выполнена качеством «пруф». Тираж – 150 штук.
В номинации «Монетная классика» вторая премия была присуждена золотой монете из серии «150-летие основания Русского исторического общества», на которой изображена работа скульптора Антокольского «Нестор-летописец». Автор реверса всех трех монет этой серии также Антон Щаблыкин. Скульптор- А.Н. Бессонов.
По мнению художника, монетная лепка находится на грани графики и скульптуры. Здесь необходимо чувство рельефа. Когда скульптор выполняет лепку для монеты или медали, она получается у него, в среднем, высотой 2,5 мм. При этом необходимо, чтобы лепка не оказалась плоской, была грамотно разобрана по планам, имела правильное равновесие масс, оставаясь выразительной и художественно ценной.
Когда мы делаем такие монеты, как «Русское историческое общество», важно, и выбрать самый выигрышный ракурс, и отлично выполнить лепку.
Технология выполнения монеты тоже диктует свои условия – если при изготовлении монеты используется технология «пруф», то у изображения должен быть внятный, четкий силуэт, который собирает композицию в целом. Если монета миниатюрная, то зритель, взглянув на монету должен прочесть не только основные моменты изобразительного ряда, но и художественную идею. Маленькая монета – это некий символ, художественный иероглиф, прочтению которого ничто не должно помешать. Размер монеты диктует художественный лаконизм.
А в данном случае было важно и то, чтобы скульптура Летописца Нестора была узнаваема с первого взгляда, потому что это не «скульптура вообще», а знаковая и, в некотором роде, культовая скульптура для истории русской изобразительной культуры.
Монета не имеет традиционного фона. Позади Нестора – чистое зеркальное поле. С одной стороны, эта пустота обусловлена размерами монеты – любые элементы, вписанные в такую маленькую монету стали бы художественным нагромождением. А с другой стороны, пустота зеркального поля – многомерный художественный элемент. Если на монету не падает свет, зритель видит черную бесконечность, вечность, из которой рождается история, и в которую она исчезает. А если повернуть монету, то в ее зеркале зритель увидит себя, как часть истории, не существующей без личностей, бесконечной чередой проходящих мимо беспристрастного летописца.
Классическое изображение знаменитой скульптуры осуществлено классическими технологиями – рельеф и «пруф», изображение классической скульптуры и – больше ничего.
Эта уникальная монета номиналом 50 рублей изготовлена из золота 999/1000 пробы. Содержание металла в чистоте – 7,78 г. Диаметр - 22,60 мм. Оформление гурта – 134 рифлений. Монета выполнена качеством «пруф». Тираж монеты - 1000 шт.
Итоги «Монетного созвездия-2017» были подведены на церемонии, которая состоялась в рамках Восьмой Международной конференции и выставки монет COINS-2017 23 сентября.
К списку новостей