Санкт-Петербургский монетный двор

О монетном дворе

Новости

Кукольный мастер

[11.04.2017 18:21:00]
Художник Дизайнерского центра Гознака Андрей Брынза создает кукол для детского театра.

На выставке, которая сейчас проходит в стенах Дизайнерского центра АО «Гознак» в Санкт-Петербурге, представлены куклы художника Андрея Брынзы, созданные им для трех спектаклей. Все экспонаты – куклы, созданные для благотворительного кукольного театра «Виноград», который показывает спектакли для детей в школах, больницах и детских домах.


Первых своих кукол Андрей Брынза с женой Тамарой создавали для собственной вертепной постановки, которую собирались показывать в воскресных школах. Вертепом называют деревянный ящик, где куклы двигаются по специально вырезанным пазам. Это древняя народная традиция, когда на Рождество артисты ходили с таким ящиком по деревням, показывали спектакли и пели песни. В народном вертепе используются довольно простые куклы, которые могут только ходить и поворачиваться, но не могут, например, наклонять голову или двигать руками. Куклы Брынзы были более сложными – крупные и двигались не только по пазам центрального ящика, но и по двум боковым карманам.
Позже Тамара, которая работает преподавателем в художественной школе, ставила с учениками кукольный спектакль по сказке «Огниво» Г.Х. Андерсена. Муж помогал делать для кукол разные конструктивные элементы.

Около пяти лет назад супруги познакомились с театром «Виноград». Сначала Брынза принимал участие в кукольном спектакле «Блудный сын», как артист, а затем стал делать для спектаклей кукол. Для того же «Блудного сына» они с женой изготовили новые декорации и кукол.

«В «Блудном сыне» представлены куклы разных систем – тростевые куклы (управляются с помощью тростей – прим.) и перчаточные (управляются с помощью руки в перчатке – прим.). Была идея сделать шкаф, внутри которого все действие происходит на нескольких уровнях. На верхнем уровне царствует добро и праведность, а внизу – мир суетный и грязный. Внизу персонажи беспокойные, вертлявые, поэтому куклы там перчаточные, а вверху куклы тростевые – у них другая возможность движения».

Режиссер задает стилистику спектакля. В «Блудном сыне» известную библейскую притчу положили на русскую почву, и стилистика спектакля стала гротескно-лубочной. Персонажи там, как из старых русских сказок. Совсем иная стилистика у спектакля «Пасхальное чудо» - когда Мария Магдалина принесла императору Тиберию пасхальное яйцо, которое в его руках чудесным образом стало красным.

«Зная канву спектакля, пытаешься создать образ персонажа, который задан в репликах, представить, как он может выглядеть. Так как действие «Пасхального чуда» происходит в Израиле и Риме, в куклах угадывается римский и восточный колорит. Надо понимать, как в то время одевались воины, как мог выглядеть император. Это не значит, что надо досконально воссоздать исторический костюм, но необходимо создать образ и атмосферу. Подбирая куклам костюмы, ходим по магазинам и ищем подходящие ткани и детали. Диадему для императора, к примеру, нашли в отделе бижутерии».

Андрей Брынза рассказывает, что работа над куклами для одного спектакля может идти от нескольких месяцев до нескольких лет.

«Самое главное в кукле – голова, которую сначала лепишь из пластилина. Преувеличение черт необходимо, так как кукла не имеет человеческой мимики. Кроме того, спектакль смотрят с большого расстояния, и без этого преувеличения кукла будет безликая»

Обычно головы кукол делают из папье-маше, однако для спектакля «Пасхальное чудо» их сделали из дерева. За основу взяли деревянное яйцо и для каждого персонажа по-разному его обрабатывали – добавляли нос, вырезали глаза. Для головы римского стражника яйцо разрезалось так, чтобы челюсть как бы выдвигалась вперед, что придало ему угрожающий вид. В «Блудном сыне» показать разный характер персонажей удалось, в том числе за счет материала для глаз – деревянных шариков. У одних персонажей они приклеены целиком и это создает эффект «шальных» выпученных глаз, а у отца главного героя шарики наполовину сточены, и глаза как будто смотрят вглубь с горечью и грустью.

Представленные на выставке куклы из третьего спектакля «Сказ о древней смуте и явленном чуде» - особенные. Персонажи действуют в рамках огромной полутораметровой книги, которая открывается и картинки-куклы начинают оживать. Принцип действия этих плоских деревянных кукол, как у игрушки-дергунчика. Движущиеся элементы прикреплены к телу небольшими гвоздиками и за счет натянутой лески позволяют персонажам махать руками и ходить, а Лжедмитрию смешно запрыгнуть и сесть на престол. Двигаются куклы в книге в специальных щелях, а два уровня декораций позволяют им перемещаться в разных плоскостях.

«В кукольном театре есть закон – кукла живет, когда движется. В обычном спектакле люди могут сидеть в креслах и разговаривать. У кукол характер и образ создается за счет движения. Никому не интересно смотреть на диалог двух застывших кукол».

Приходите, увидите сами!

Досье художника:
Родился 19 марта 1972 год в Башкирии, город Стерлитамак.
С 1989 учился в художественном училище в Оренбурге.
В 1996 года поступил на художественный факультет в Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена.
Через два года ушел в Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина при Российской Академии художеств, на графический факультет.
В период учебы занимался реставрацией лепнины фасадов и потолков городских зданий XIX века.
В 2005 году окончив Академию, три года занимался разработкой дизайна торгового оборудования и оформлением кафе в этнографическом стиле.
С 2008 года работает в Дизайнерском центе Гознака, автор дизайна многих памятных монет Банка России. В том числе, Андрец Брынза разрабатывал дизайн реверса монет, посвященных . посвященная проведению в России Чемпионата мира по футболу ФИФА 2018ТМ и Кубка конфедераций ФИФА 2017.
К списку новостей